Небольшой экскурс в историю m2

Под cut я положил переведённую статью* об устройстве лозаннского метро, линии m2, немного истории, немного техники, немного фото.
Возможно, для неподготовленного читателя возникнет несколько непонятных мест. Для чего, например, было запускать поезд Flon — Gare? Ради выигрыша во времени? Не только: добраться кратчайшим путём от Place St-Francois до вокзала можно по небольшой, в несколько сотен метров улице, а перепад между самой высокой и самой низкой точкой состявляет 37 метров.
Подобными ландшафтными метаморфозами и наполнена Лозанна: например, 25 метров падать с моста Grand Pont (посмотреть), а с Pont Bessières, заслуженно прозванным Мостом Самоубийц — ~60 (посмотреть-1, посмотреть-2), хотя стоят они совсем с небольшим разносом.

Former Métro — Ouchy / Métro — Gare / M2.

Métro — Ouchy.

В 1877 году был проложен путь, соединивший набережную Женевского озера Ouchy с Flon, находящимся в центре города. Расстояние составило 1482 метра, с некоторыми остановками, одна из которых позволяла без труда добраться до станции Швейцарских федеральных железных дорог (Gare CFF).

Первоначально построенный в 1954, фуникулёрный путь этой линии был закрыт на реорганизацию в систему «рамка-шестерня» (rack & pinion; подробнее об этой системе вы можете прочитать по адресу http://en.wikipedia.org/wiki/Rack_railway), т.н. система Эмиля Страба, и был снова открыт в 1958 году. Такая система обслуживается электровозами, тянущими два пассажирских вагона. В часы пик, на линию выходит два поезда, курсирующих от конечной до конечной за 8 минут. Для безопасности (предотвращения скатывания вниз пассажирских вагонов), электровоз всегда располагается «ниже», сзади вагонов. Это стандартная практика для железных дорог такого типа.

Три нижних станции (Ouchy, Jordils and Montriond) оборудованы автоматическими дверьми: выходящие пассажиры покидают перрон, двери открываются и люди из зала ожидания выходят на платформу и заходят в поезд. На станции-петле Montriond даже два зала ожидания — для едущих вниз и едущих вверх.

Лозаннское метро — одноколейное, с петлёй в середине пути. Эта петля расположена на станции Montriond, она даёт возможность поездам спокойно «разойтись» и отправиться дальше: едущему вверх — вверх, едущему вниз — вниз. В «незагруженное» время только один поезд ходит по ветке m2 и тогда, конечно, обходится без петли.
Разница в высоте между самой высокой и самой низкой точкой маршрута 106 м и максимальный уклон — 11,6%.

Métro — Gare

В 1879 году было открыто сообщение между центром города, Flon, и вокзалом. Запущенная, рядом с линией Flon — Ouchi, изначально она тоже была на фуникулёрной основе и так же с 1954 по 1958 годы была переобородувана в rack & pinion. С тех пор, это ветка одного поезда, который действует часто, но время отправки нигде не отображается. В спокойное время (вечера, выходные, праздники) эта линия может быть закрыта, но пассажиры могут воспользоваться ветвью Flon — Ouchy. Перепад между самой высокой и самой низкой точкой пути — 37 метров и максимальный уклон составляет 12%.

22 января 2006 года линия m2 снова была временно закрыта. Это связано с продлением её наверх, еще на восемь станций, реорганизации в двухколейную и вводом в строй модернизированных автоматических, без машиниста, поездов на резиновых колёсах. Двери же на остановках и в вагонах тоже будут открываться автоматически. Большинство станций будут представлены публике в перевоплощённой форме, за исключением Montriond, которая вытесняется двумя новыми станциями — Grancy и Délices. Улучшенную линию планируют открыть в 2008 году.

Не требующиеся больше Лозанне поезда были проданы в Villard-de-Lans, что рядом с Греноблем во Франции и в 2009 году они снова будут использованы на новой 4-километровой дороге, строительство которой пока не завершено.

Поезда и вагоны

Ширина колеи — 1000 мм (т.е. 1 метр), электрифицированы поезда на 15 кВ. В 1958 году было посторено три электровоза: 6,25 м в длину, вес 18,1 тонн, двигатели на 464 кВт, работающие с максимальной скоростью в 32 км/ч. Они были построены в Швейцарии на Lokomotivfabrik города Винтертур, используя электрику, изготовленную на Maschienefabrik города Оерликон.
Длина же пассажирского вагона составляет 15,34 м, а высота оного - 2,45 м.

Два вагона-шаттла, используемые на Flon — Gare CFF были построены в 1964 году в аналогичных спецификациях, за исключением двигательной части: они стали 11.9 м в длину и весом 18,5 тонн.

Поезд, отправляющийся на север, ждёт точного времени расписания на конечной остановке Ouchy. Хотя, там два пути, платформа только одна - дальний путь исполняет техническую функцию. Как раз, на тех путях стоит электровоз.

Поезд, идущий наверх, с юга на север. Управляется из вагона, электровоз сзади состава.

Поезд, идущий вниз, сделал остановку на Jordils. На травянистой насыпи табличка с названием станции (в тени). Поскольку поезд идёт вниз, электровоз спереди состава.

Два поезда делают разъезд на станции Montriond, третьей станции с обеих сторон. Машинист поезда, следующего вниз, не открывает двери до того момента, пока другой поезд не уйдёт вверх.

В течение рабочего дня, часто может понадобится попасть из центра на вокзал. Это и позволяет сделать вагончик-шаттл, независимо от расписания поездов ветки Flon — Ouchy.
Обратите внимание на разделение пассажиропотока: вход ближе к камере, выход - дальше; они разгорожены.

Второй вид на остановку: здесь видно, что выходящий в город открывает дверцу. На дверце ручка только с одной стороны.

Один из вагонов-шаттлов, отходящих к вокзалу от Flon.

Второй вид поезда. Внизу заметка «не пересекайте пути» на четырёх языках.
За поездом виднеется табличка, обозначающая m1, лёгкого метро (так же известного, как Métro — Ouest, Метро-Запад).

Внутри одного из вагонов. Увы, из-за пассажиров невозможно увидеть вагон полностью.

Внутри вагона с машинистом. Машинист сидит в кабинке на полширины вагона, благодаря чему вы можете подойти к окну и видеть то же, что и машинист.

*статью эту я переводил давно-давно, в ней могут быть жуткие неточности и помарки. Если найдёте какого-нибудь рода лажу, оставьте комментарий, я исправлю.
Заранее спасибо!

Вы можете прокомментировать этот материал.

Вы должны войти для комментирования.