О днях Во в Москве

Прошу прощения, я немного приболел, поэтому не смог осветить прошедшие в Москве дни кантона Во.
К сожалению, я не сообщил вам и пропустил сам коллоквиум «Роль Кантона Во и его представителей в истории и культуре России» в РГГУ. Впрочем, отчёт о коллоквиуме размещён на сайте РГГУ: http://www.rsuh.ru/news.html?id=90466
Это мероприятие было скорее для организаторов, чем для участников.
Так же 16 и 17 сентября прошло два концерта классической музыки, исполненной оркестрами из Лозанны, Во и региона Женевского озера. Прошли они в Доме музыки.

Однако, нам досталось два более интересных мероприятия, нежели все вышеперечисленные.

Первое: "Последние дни Романовых. Фотографии Пьера Жильяра." в Государственном историческом музее.

Швейцарец Пьер Жильяр (1879-1962) провел 13 лет при русском дворе в качестве преподавателя дочерей Николая II - Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. В России традиционно для воспитания царских детей приглашались швейцарские преподаватели. В 1913 г. Жильяр стал наставником царевича Алексея. На Жильяра была возложена непростая обязанность по обучению тяжело больного ребенка. За время службы, благодаря своему благородству и преданности, Жильяр стал частью царской семьи, участвовал во всех путешествиях и семейных праздниках. Он добровольно последовал за Романовыми в ссылку и не покидал императорскую семью до последних дней. В Екатеринбурге, в мае 1918г., по неизвестным ему причинам, Жильяр был отлучен от Романовых и чудом избежал смерти от рук большевиков. В июле 1918г. Екатеринбург захватила Белая армия, и было организовано расследование обстоятельств смерти царской семьи. Жильяр считал своим долгом участвовать в следствии и, поэтому до его окончания в 1920 году, не покидал Россию. Через консула Великобритании и французского генерала Мориса Жане Жильяр тайно переправил свой фотоархив во Францию, а затем в Швейцарию. До дня своей смерти 30 мая 1962 г. Жильяр оставался главным свидетелем в делах о лжедетях Николая II и издал две книги: «Трагическая судьба Николая II и его семьи»(1921г.) и «Лжеанастасия» (1929г.). Жильяр увлекался фотосъемкой и был талантливым фотографом. Он сделал множество снимков домашней жизни семьи российского императора. На его фотографиях можно увидеть царя, который играет с сыном или пилит дрова, царских дочерей, работающих в огороде. На этих искренних снимках очень близкого к императорскому дому человека моменты счастья соседствуют с минутами страдания, напоминая о страшной судьбе царской семьи. Фотографии Жильяра – это уникальные и редкие свидетельства малоизвестной стороны жизни российского императора. Отсутствие в снимках цензуры и привычного стиля официальных репортажей, а также специально для выставки созданная экспозиция заставляют с еще большей пронзительностью почувствовать трагедию случившегося.

Дата проведения: 09-28 сентября 2009
http://www.shm.ru/ev66517.html

и второе: "Бидермейер. Австрийское искусство XIX века из коллекций князя Лихтенштейнского" в ГМИИ им. Пушкина

Искусство бидермейера (или бидермайера) создавалось в Европе между 1815 и 1848 годами — в мирное, скучное, буржуазное время. Название первоначально было именем — это псевдоним двух немецких юмористических поэтов, которые придумали своего «простодушного господина Майера», символ ограниченности и мещанства. Особенно интересен австрийский бидермейер — самый провинциальный, самый уютный, но из-за своей провинциальности порой странный и мучительный. Достаточно вспомнить Фердинанда Вальдмюллера, выдающегося художника с патологической и вполне жуткой тягой к натурализму, — он широко представлен в этой коллекции.

© Предоставлено ГМИИ

Вальдмюллер Фердинанд Георг. Материнское наставление. 1850

Вальдмюллер Фердинанд Георг. Материнское наставление. 1850

Князья Лихтенштейнские, конечно, собирали бидермейер, не понимая этой мучительности, а по-бидермейеровски простодушно. Как сообщается в пресс-релизе, «еще в XVII столетии князь Карл Эвсебий фон Лихтенштейн советовал в оставленных своему сыну “Поучениях по княжескому воспитанию” сконцентрироваться на семейной жизни и держаться подальше от государственных дел и военных мероприятий. Два века спустя, когда княжеская семья была настолько хорошо обеспечена, что могла себе позволить не только приобретать дворцы и замки, но и давать значительные заказы архитекторам и художникам на соответствующее их оформление, ее вкусы не изменились. Принимая самое непосредственное участие в крупнейших исторических событиях своей эпохи, ее лучшие представители использовали каждый удобный случай, чтобы полностью посвятить себя семье и дому». Все это нас, вообще говоря, ужасно интересует, особенно на фоне политико-эстетического контекста современной России. Будем надеяться, что неумолимо надвигающаяся московская биеннале современного искусства оставит время и силы, чтобы подумать и о бидермейере. Выставка в ГМИИ предваряет открытие Музея искусства бидермейера в Вене в 2011 году.
http://www.openspace.ru/art/events/details/12282/

ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые знакомит московских зрителей с одной из крупнейших в Европе коллекций художественных произведений из коллекций князей Лихтенштейнских.

Та часть коллекции, которая представлена на выставке, создана в 1815-1848 годах в рамках стилевого направления, получившего позднее, уже в конце ХIХ века, название «бидермейер». Это название возникло из литературного псевдонима, который взяли себе поэт Людвиг Эйхродт его друг Адольф Куссмауль, опубликовавшие в 1853-1855 годах в мюнхенском журнале «Fliegende Blätter» «Увеселительные песенки Готтлиба Бидермейера», – придуманного ими скромного немецкого обывателя, чьи жизненные интересы ограничены домашним уютом и семьей.

Священный союз, заключенный в сентябре 1815 года императорами России, Австрии и Пруссии, подарил этим странам 30 лет мирной жизни, ставших временем политической стабильности и национального подъема. Главной ценностью этой короткой эпохи стала мирная жизнь в кругу семьи, что нашло свое яркое воплощение в изобразительном искусстве.

Музей Лихтенштейн в Вадуце и Вене обладает одной из самых богатых коллекций бидермейера. На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина можно будет увидеть более 100 произведений искусства – картины (портреты, жанровые картины и пейзажи, интерьеры, цветочные натюрморты, городские панорамы), изделия из фарфора и рисунки. Особый интерес вызывает тот факт, что это, в основном, работы, созданные по заказам княжеской семьи.

К выставке будет выпущен каталог на русском и английском языках.
http://www.museum.ru/gmii/news.asp?id=138

Скажу честно, второе для меня гораздо интереснее первого и я буду агитировать всех сходить на бидермайер, поклонником которого я являюсь.
Не забудьте, эта выставка проходит по 15 ноября с.г.!