«20 век: русские следы в Лозанне». Воровский и Конради

Вацлав Воровский – большевик, подпольщик, идеолог, финансовый функционер революции. Имел некоторые связи в Швейцарии. В числе прочих официальных международных визитов в 1923 году приехал на Лозаннскую конференцию, где был убит обрусевшим швейцарцем по имени Морис Конради (между прочим, офицером Белой армии).

Мотивы убийства Воровского были не совсем личными, но мстительными в принципе. Семья Конради сильно пострадала от большевиков – погибли отец Мориса, дядя и еще несколько близких людей, плюс был потерян серьезный бизнес в Петербурге. Не стоит забывать и об идейной составляющей в убийстве видного большевика, которая послужила позитивным фоном для оправдания Конради швейцарским судом. Суд также состоялся в Лозанне, через полгода.

Конради застрелил Воровского (и ранил его помощников) в ресторане отеля Cecil (ныне это знаменитая клиника). В Cecil жила советская делегация. Конради подошел к столу Воровского, сделал несколько выстрелов и тут же сдался полиции.

Подробности этой истории можно найти в фильме «Убит при исполнении» (в роли Воровского – известный актер Седов, 1977). Также на смерть Воровского своими стихами откликнулись поэт Маяковский и, можете себе представить, Леонид Ильич Брежнев!

Стихотворение знаменитого Маяковского большого интереса не представляет (типичная политконъюнктура : утром в газете, вечером в куплете), а вот 20-летний Брежнев был куда искреннее. Хотя бы потому, что навряд ли сочинял эти строчки для публикации (подписано стихотворение конкретному человеку «на память», плюс было написано через несколько лет после громкого убийства).

Начало полудетского стиха Брежнева «На смерть Воровского» такое:

Это было в Лозанне, где цветут гелиотропы
Сказочно дивные снятся где сны
В центре культурно-кичливой Европы
В центре красивой, как сказка, страны

Далее следует менее комплиментарный для Швейцарии и ее жителей текст:

Длинные речи ненужны, и глупы
Громкие фразы о добрых делах
От наркотика лица бессмысленно тупы
Наглость во взоре и ложь на устах

И мощный финал :

А утром в отеле под фирмой «Астория»
Посол наш убит был убийцы рукой
И в книге великой российской истории
Жертвой прибавилось больше одной

Здание Cecil (автобусная остановка так и называется) находится сразу за мостом Chauderon. На Cecil останавливаются маршруты 3, 6, 21.

k_v

Продолжение цикла "20 век: русские следы в Лозанне". Предыдущие выпуски: Скрябины, Дягилев, Цветаевы.

Вы можете прокомментировать этот материал.

Вы должны войти для комментирования.