Радость познания в Rolex Learning Centre

Компьютерная модель здания [EPFL]
Ольга Юркина
Новый образовательный центр Федеральной политехнической школы Лозанны EPFL больше похож на инопланетный корабль, чем на учебное заведение.

Кадзуо Седзима и Ри Нисидзава представляют
свое творение [НГ]

«Люди не перемещаются по прямой линии, как поезда, они предпочитают движение по изогнутым траекториям, гораздо более органичное», - заверил автор проекта архитектор Ри Нисидзава с лаконичностью и созерцательностью, свойственным восточным мудрецам. Современная японская архитектура со всей ее футуристической экстравагантностью по существу своему остается верна древним традициям Востока. Уравновешенность в пространстве, легкость конструкций, минимализм с глубоким символическим содержанием, функциональность и гармония с природой – эти принципы стали идейным фундаментом Rolex Learning Center, возведенного на территории Федеральной политехнической школы Лозанны.

EPFL возложила на японское архитектурное бюро SANAA непростую задачу: создать здание, переворачивающее традиционный процесс обучения и олицетворяющее технологическое развитие Швейцарии. Одним словом, совершить двойную революцию - в сфере архитектуры и образования. По словам директора EPFL Патрика Эбишера, Rolex Learning Centre должен стать архитектурным символом, отражающим кардинальные изменения в европейской системе образования, в принципах обмена знаниями и культурными ценностями, проходящих под эмблемой Болонского процесса и глобализации. Видимо, из тех же соображений новому образовательному центру и дали официальное название на английском.

Здание площадью 20 200 кв.м. "растекается" в пространстве [НГ]

Японским архитекторам Кадзуо Седзиме и Ри Нисидзаве не в первый раз пришлось бросать вызов законам гравитации и деформации: их рукам и воображению принадлежат такие головокружительные проекты, как New Museum of Contemporary Art в Нью-Йорке или филиал Лувра во французском Ленсе (в процессе реализации). Образовательный центр EPFL был задуман как огромный парк, простирающийся на 88 000 м2 и объединяющий богатую библиотеку, международный культурный центр, лабораторию научных исследований, административные бюро, конференц-залы  и уютные «патио» для дискуссий или дружеских бесед.

Рассказывая о Rolex Learning Сentre, хочется говорить не о планировке здания, а о географии некоей фантазийной планеты. По нему и гуляешь, как по удивительной холмистой местности, покрытой мягкими серыми коврами и скрывающей за каждым поворотом невиданные конструкции. С очередного холма вдруг откроется вид на 10 стеклянных шаров-комнат, предусмотренных для проведения семинаров, или на симпатичную «лужайку» с разбросанными на ней разноцветными круглыми пуфами, словно мячиками на детской площадке. Пуфы, кстати, сразу поднимают настроение.

Вообще, холмы и долины – не только эстетически гармоничное, но и хитроумное функциональное решение. Они заменяют перегородки и стены, совершенно отсутствующие в здании, и получается единое открытое пространство, в котором, при желании, легко уединиться на тихих участках «за холмом».

Вот такое волнистое здание [НГ]

Если снаружи Rolex Learning Centre напоминает расплавленные в пространстве сюрреалистические формы на картинах Сальвадора Дали, то внутри – космический корабль с более или менее опознаваемыми объектами футуристического дизайна. Необычному зданию – необычные интерьеры. Предметы мебели изготовлены на заказ, собраны в затейливые конструкции из готовых элементов или спроектированы специально для центра. Здание «мягкое» и округлое не только с виду, но и изнутри: здесь нет ничего остроугольного и остроконечного, стульчики – с плавно закругленными спинками, вместо лестниц – покатые склоны, непредсказуемо извивающиеся между крышей и полом в почти плоском горизонтальном пространстве. Даже лифты здесь движутся по горизонтали, соединяя «холмы» с «долинами».

Когда здание было спроектировано, некоторые специалисты заверили, что теоретически его невозможно построить. И вот, наперекор общественному мнению, новый центр откроет двери для студентов и широкой публики 22 февраля 2010 года. Для невероятно широкой волнообразной крыши, обтекающей здание площадью 20 200 метров квадратных, были разработаны уникальные технологии перекрытий из дерева и стали. А для реализации бетонного основания, повторяющего изгибы крыши, пришлось прибегнуть к строительной хитрости и 1400 литейным формам, непрерывно работающим в течение двух дней.

Так можно работать в библиотеке [НГ]

Традиционный университетский городок, окружающий центральную площадку, уступил место футуристическому комплексу, незамкнутому в своих границах, а открытому в пространство, как наука открывается миру. А приоритеты в образовательном процессе переместились в сторону обмена идеями, свободных дискуссий и встреч, к которым располагает сама структура здания. По словам архитекторов, на идею  конструкции их навело размышление о «пространстве, в котором работающие по той или иной тематике могли бы легко открывать для себя новые полюсы интересов, благодаря открытой структуре помещений».

В первую очередь Rolex Learning Centre – роскошная библиотека. EPFL хранит одну из самых больших коллекций научной литературы в Европе, около 500 000 произведений, среди которых - ценные антикварные издания Ньютона и Галилея XVI века. Новый подход к процессу обучения отражается и на архитектурных решениях: занимаются в футуристической библиотеке в «зонах тишины», расположенных вдоль склонов холмов и изолированных от шума благодаря перемене высот. По мере развития новых технологий книги в этой огромной библиотеке можно будет найти с помощью… мобильного телефона.

Стеклянные комнаты для семинаров на вершине холма [НГ]

Кстати, об инновационных технологиях. В новое здание переехал и CRAFT - исследовательский центр образовательных технологий при EPFL, развивающий авангардистские методы обучения. Так, здесь разработали стол, измеряющий степень заинтересованности в разговоре каждого отдельного участника дискуссии. Функция стола – не только развлекательная (его установят в одном из «патио»), но и поучительная: ведь очень часто, занятые обсуждением, мы совсем не отдаем себе отчет, как говорим - много или недостаточно,  громко или тихо. Исследователи CRAFT в будущем планируют расширить компетенции стола до определения эмоционального состояния участников дискуссии.

Еще одно интересное изобретение – интерактивная книга для обучения логистике. Вы когда-нибудь имели дело со страницами, содержание которых начинает меняться на глазах? Уверяем, что в CRAFT это – дело технического прогресса, а не галлюцинаций. В общем и целом, исследователи надеются, что размещение лаборатории в новом «открытом» здании привлечет к разработкам внимание посетителей центра. Да и как иначе, если здесь все время что-то мигает разноцветными огоньками и издает забавные звуки?

"Патио" для отдыха [НГ]

Rolex Learning Centre -  место не только для учебы и научных дискуссий, но и для приятного времяпрепровождения с друзьями. Ведь он задуман как пространство, создающее благоприятные условия для общения и социальных контактов. Здесь предусмотрены внутренние дворики для занятий на свежем воздухе в теплое время года, «патио» для отдыха, а также рестораны и кафе всех типов - от самообслуживания до гастрономических меню на террасе с видом на Женевское озеро и Альпы.

Хотя Швейцарская Конфедерация согласилась финансировать строительство наполовину, осуществление проекта оказалось бы нереальным без поддержки частных спонсоров. Первым в авантюру пустился Rolex (откуда и название центра), давний партнер EPFL по развитию микротехнологий для производства часов и известный покровитель искусств и наук. Его поддержали Logitech, Credit Suisse, Nestlé, Novartis, SICPA и Losinger.

Открытое, светлое пространство, в котором царствуют круглые формы и атмосфера гармонии, мгновенно наполняющая посетителей внутренним спокойствием и радостью: вот что получается, когда японские архитекторы органично вписывают в швейцарский пейзаж образовательный центр будущего. Остается впечатление, что действительно совершил путешествие во времени.

Фотографии Rolex Learning Centre Вы найдете в нашей Галерее

Официальный сайт центра

Официальный сайт EPFL

http://www.nashagazeta.ch/node/3782

Вы можете прокомментировать этот материал.

Вы должны войти для комментирования.