Передвижение по Лозанне: общественный транспорт

Уважаемые читатели, простите за долгое отсутствие обновлений на сайте; я, как и любой другой человек, живу под прессом собственных биоритмов, неожиданных ситуаций и творческих кризисов.
Зато сегодня я хочу предложить вам очень нужный и важный материал.

В Лозанне и агломерации работает общественный транспорт. Услуги эти, в основном, предоставляет компания t-l. Так же существует компания LEB (Lausanne-Echallens-Bercher), которая владеет железной дорогой и представляет собой нечто среднее, между лозаннскими пригородной электричкой и метро. Я даже не помню, пользовался ли я этой веткой или нет, но если выезжать за пределы Лозанны, платить за их услуги нужно отдельно.
Вот их сайт -- http://www.leb.ch/
Кстати, они сейчас меняют поезда на более современные, ввод в эксплуатацию назначен на май 2010.
А пока просторы Лозаннской области бороздят симпатичные старички.

t-l же принадлежит всё остальное: линии метро m1 и m2, автобусные маршруты по Лозанне и дальше.
По адресу http://www.mobilis-vaud.ch/images/plan/Mobilis_10.pdf вы сможете посмотреть все-все маршруты, это актуально, если вы живёте вне Лозанны.
Расскажу немного про структуру карты: Лозанна и агломерация делится на зоны. Сама Лозанна -- это две зоны, 11 и 12. Остальные зоны -- пригороды и города-сателлиты.

Вот карта Лозанны, смело кликайте на картинку, откроется карта большого размера:

Я поведу рассказ именно об этих двух зонах. Билет в другие просто стоит дороже -- вот и всё отличие.

Общественный транспорт Швейцарии работает, как часы. Существует расписание, которого водители автобусов, троллейбусов, метро, поездов и водных судов придерживаются свято.
Лишь раз на моей памяти была проблема с расписанием -- когда меняли дорожное покрытие по всей Лозанне. Да и то, было это совершенно не фатально.
Представляете, как здорово: вы можете рассчитать свой маршрут, буквально, до минуты. Это очень удобно, поверьте.
Вы даже можете сделать это онлайн, на сайте http://www.t-l.ch/, где так же есть все поправки к расписанию.


Расписание, которое свято. Такие мониторы стоят на всех крупных остановках. На остановках менее крупных просто висят таблицы с цифрами.

Ничем особенным проезд на автобусах и метро не отличается: нет никаких советских кондукторов, "обилечивающих" пассажиров и никаких турникетов при входе; заходишь да едешь.
Но о своём билете или проездном документе стоит позаботиться заранее.
Для этого на каждой остановке стоят автоматы по продаже самых разных билетов -- на разные зоны, полные или детские, даже билеты для велосипедов.

Выглядят они вот так:


автомат на остановке St-Francois


автомат на остановке St-Francois, но с другой стороны дороги

Раньше автоматы были кнопочными и выглядели вот так (почему-то иллюстрации лучшего качества в интернете я не нашёл):


http://members.virtualtourist.com/m/p/m/208527/

Я очень рекомендую пользоваться автоматами, потому что штраф за проезд без билета очень большой и неприятный.
Более того, их два вида: когда заходят контролёры и у вас есть, чем расплатиться сразу, то это стоит около 60 франков, а если нет, чем платить, то счёт приходит домой и составляет сумму больше 80 франков. Тем более, если вы платите сразу, то контролёр даёт вам билет, по которому вы можете уже легально ездить полчаса. Но это получается очень дорого, сами понимаете, ведь в автомате билет стоит 1.90/2.00 SFr.
Я даже наблюдал презабавнейшую картину: девочка-подросток с Востока (Пакистан, может быть) в своих колоритных одеждах зашла в автобус, "настреляла" денег на билет, вышла на следующей остановке, успела купить билет в автомате и сесть обратно.
Представляете, насколько неприятен этот штраф!

Но не всегда получается купить билет -- не работает автомат (очень редко) или отходит автобус (чаще), лучше озаботиться проездным.
А если вы часто пользуетесь транспортом, хотя бы раз в пару дней, это получается неимоверно выгодно.
Для взрослых месячный проездной стоит 60 франков, для детей (вообще-то это называется junior и он действует до 25 лет) -- 41 франк, а для людей, старше 64 -- 54 франка.
Особенно выгодно, конечно же, покупать сразу годовой проездной: вы платите за 10 месяцев (для junior -- 9 месяцев), остальное -- "в подарок".
Стоит это соответственно 600 франков для взрослых, 369 для жуниоров и 540 для пенсионеров.
Так же, существует и недельный проездной, стоит он 27 франков для взрослых, 18 для жуниоров и 24 франка для пожилых.

Важное уточнение! Проездной -- это такая пластиковая карточка, которая стоит 40 франков. И при утере или порче оной, с вас не преминут взять еще 40 за восстановление.


Тот самый билет, который лучше иметь


Проездной, который лучше билета


Вы никогда не забудете, когда нужно заплатить и для каких зон вы его купили

Так же, существует так называемая Carte journalière -- однодневная карта, которая действует с момента продажи и до 5 утра следующего дня. Цены можно посмотреть по адресу http://www.mobilis-vaud.ch/index.php?option=com_content&view=article&id=16&Itemid=26
Расширенные же таблицы цен на билеты и проездные находятся по следующим адресам соответственно: http://www.mobilis-vaud.ch/index.php?option=com_content&view=article&id=15&Itemid=25 и http://www.mobilis-vaud.ch/index.php?option=com_content&view=article&id=22&Itemid=24

Проездные продаются в специальных Point de vente -- точках продажи.
Раньше такая точка продажи была ровно на остановке St-Francois, теперь же они переехали на Флон и располагаются на Place de l'Europe.
Еще одна точка есть на Rue Haldimand, 3.
Более полная информация на сайте t-l -- http://www.t-l.ch/point-vente/points-de-vente-tl.html


Точка продажи на Flon

Счастливых вам поездок на автобусах и метро Лозанны без штрафов и временных задержек!

  • rikon

    Что то я мало что понял ! на целый день по 2 зонам на автобусе стоит 14.20 франков ???? а до какого часа автобусы ходят ? сколько примерно стоит такси по городу ???

    Да и может поможете с гостиницей в районе 200-230евро с 15 по 17 сентября !???

  • Alex

    Да, карт журнальер стоит 14.20.
    Расписание вы можете посмотреть по адресу http://www.t-l.ch/horaires-par-lignes.html
    Так сказать сложно, потому что некоторые автобусы вообще редко ходят, некоторые до 12 ночи.

    Про гостиницы вообще ничего рассказать не могу, к сожалению.